+7 (495) 287-02-96
20.05.2012 Как сделать, чтобы заработало?
Газета «Строительный эксперт»
Уход государства с жилищного рынка не дал положительных результатов. Анализируя разработанную «Минрегионразвития» РФ «Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года», нельзя не задаться вопросом: насколько реален к исполнению данный документ, ставит ли он четкую цель? Как сделать, чтобы заработало? С целью создания долговременных условий для устойчивого развития предприятий строй индустрии на инновационной основе в интересах реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития России, обеспечения ее экономической, оборонной и экологической безопасности, а также устранения накопившихся проблем в промышленности строительных материалов, связанных с технологическим отставанием: физической изношенностью основных производственных фондов, низкой конкурентоспособностью, высокой материалоемкостью и энергоемкостью, себестоимостью производства, «Минрегионразвития РФ» была разработана и утвержденная Правительством РФ «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года».
Стратегия развития декларирует создание производства номенклатуры современных высококлассных и конкурентоспособных стройматериалов, развитие машиностроительных предприятий по изготовлению современного оборудования для предприятий стройматериалов и передовых технологий с учетом имеющейся сырьевой базы, обеспечивающих долговечность, высокую экономичность эксплуатируемых зданий, а также обеспечение потребности отечественного рынка в стройматериалах, изготавливаемых на основе новых технологий производства.
При этом ставятся задачи технического перевооружения и модернизации действующих, а также создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств; повышения эффективности НИОКР, обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы и т.д.; приводятся прогнозные данные увеличения потребности в основных видах строительных материалов по инерционному и инновационному сценарию к 2020 году относительно 2010 года, а также общие и региональные целевые индикаторы потребности основных материалов в 2020 году и ввода по РФ дополнительных производственных мощностей, снижения износа основных фондов в России; определяются объемы инвестиций, вкладываемые в производство основных строительных материалов для реализации Стратегии в объеме 1588 млрд. рублей или 150 млрд. рублей ежегодно, а также дается прогноз финансирования НИОКР за счет внебюджетных средств в объеме 2,23 млрд. руб. или 220 млн. рублей в год. В материалах Стратегии отмечается, что более 55% основных строительных материалов идет на строительство жилья, соцкультбыта и ремонт.
В то же время приводится оговорка, что планируемые темпы развития строительства жилья в РФ, принятые в расчетах Стратегии (1 м2 на человека в год) позволят устранить отставание от уровня обеспеченности жильем россиян от Западной Европы лишь к 2030 году, а от уровня обеспеченности жильем граждан в США — только к 2040 году. Так как при норме обеспеченности 18 м2 на человека в РФ строится в год только 0,45 м2, в Западной Европе, при норме 48 м2 на гражданина, ежегодно строится 2 м2, а в США строят в год 3 м2 жилья на одного человека, при норме 85 м2. Кстати, в России 25 % имеющегося жилищного фонда не имеет элементарных удобств, более 10% относится к ветхим, морально устаревшим конструкциям и подлежит обновлению, что еще больше усугубляет наше отставание от цивилизованного мира.
Бумажные намерения — еще не стратегия
Отмечено, что уход государства с жилищного рынка не дал положительных результатов.
Анализируя разработанную «Минрегионразвития» РФ «Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года», нельзя не задаться вопросом: насколько реален к исполнению данный документ, ставит ли он четкую цель, дает ли правильные количественные и качественные ориентиры движению вперед и ключ к решению неотложных социально-экономических проблем или является всего лишь поверхностной констатацией сложившегося состояния в отрасли и перечнем всем и так известных проблем? Согласно определению термина «стратегия» (словарь русского языка СИ. Ожегова), он имеет отношение к военному искусству и подразумевает умелое осуществление необходимых серьезных, действенных решений. Согласно всемирной энциклопедии, задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.
Даже по оговоркам, содержащимся в Стратегии, можно понять, что она не сможет мобилизовать экономику страны для преодоления отставания развития промышленности строительных материалов, как основы развития домостроения и строительного комплекса, важнейшего инструмента социально-экономического развития страны, в короткий 10-летний срок.
Нужно заметить, что в предшествующее десятилетие, несмотря на благоприятный финансовый климат (вливание в экономику более 2 трлн. рублей), руководству страны не удалось достигнуть даже советского уровня ввода жилья — 100 млн м2 в год. Есть опасность, что и в предстоящее десятилетие, чреватое мировым кризисом и сокращением объема внешних инвестиций, не учтя уроки прошлого и не обеспечив строительство жилья достаточным количеством стройматериалов необходимого количества, при планируемых в ФЦП «Жилище» и ее подпрограмме «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» на 2011-2015 гг. ресурсах, и темпах прироста ВВП 5-6% даже намечаемые объемы ввода жилья не смогут быть реализованы. Следует отметить недостаточную корректность определения исходной базы показателей стратегии, а также динамики учета фактических результатов выполнения поставленных задач — из-за раздробления в «общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОКВД) комплексной отрасли промышленности строительных материалов, как это было ранее в классификаторе ОКОНХ. на многочисленные части, что привело к неоднозначной статистической трактовке и возможности манипулирования результатами отчетности. Для обеспечения четкой взаимосвязи между стратегическими задачами и результатами их выполнения необходимо восстановить представление в действующих общероссийских классификаторах всех видов промышленности строительных материалов в едином отраслевом комплексе.
Пресс-служба
|
+7 (495) 287-02-96, +7 (495) 221-76-22
111141, Москва, ул. Плеханова, 7, эт. 2, оф. 60