+7 (495) 287-02-96

29.06.2012

ВТО заставит стройотрасль решительно бороться с технической отсталостью

ВТО заставит стройотрасль решительно бороться с технической отсталостью

«Строительная газета»,

№ 26 от 29 июня 2012г.

 

                   
Марк Горбовец, зам. ген. директор «ВНИИжелезобетон», 
канд.техн.наук, почетный строитель РФ
         

ВТО заставит стройотрасль решительно бороться с технической отсталостью

В декабре 2011 года, как известно, был подписан протокол о принятии России в состав ВТО, который после ратификации  Госдумой и утверждения Президентом РФ должен вступить в силу в 2012 году.    

Переговоры о вступлении в ВТО продолжались 18 лет. Важным фактором, побудившим Россию подать заявку о вступлении в ВТО в начале распада СССР  в  1993 году, была необходимость урегулирования экспорт-ных отношений с Западом для приобретения валютных средств. В дальнейшем процесс переговоров продвигался на инерционной основе, желании «быть как все» (150 стран являются членами ВТО).

Ориентация на сырьевой путь развития в основном за счёт экспорта нефти и газа отрицательно отразились на темпах развития практически всех перерабатывающих отраслей промышленности РФ – машиностроении, строительстве и сельском хозяйстве, которые оказались неконкурентоспособными, отстали от мирового уровня. Это  создало определенную неуверенность руководства РФ  в целесообразности  вступления в ВТО, что можно подтвердить словами бывшего Президента РФ Д.Медведева, заявившего, что, если Россия не получит членство в ВТО, «мы это переживем». И это случилось.

По данным экспертов, опубликованным в печати, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей в стране к 2014 году по сравнению с 2010 годом снизится на 58  процентов, а грузовых автомобилей массой 14–40 тонн и автобусов к 2015 году – приблизительно на 30 процентов, пострадают машиностроение, металлургия, сельское хозяйство и другие отрасли.

Серьёзных потрясений от вступления в ВТО можно ожидать в строительной отрасли. Это касается индустриальной базы жилищного строительства: домостроительных комбинатов, заводов сборного железобетона, промышленности стройматериалов, а также предприятий, производящих оборудование для них. В настоящее время строительная отрасль не имеет централизованного государственного и научного управления, не подготовлена к вступлению в ВТО в связи с неконкурентоспособностью отечественных предприятий, имеющих устаревшее оборудование, пониженную производительность труда, повышенную энергоемкость, недостаточную автоматизацию и компьютеризацию производственных процессов.

Отрасль потеряла специализированную машиностроительную и испытательную базы и не имеет централизованной научной основы, единого управления.

Устранение государственного федерального научно-технического управления приведет к выбросу в страну устаревших технологий и оборудования.

Преодоление отставания отрасли, обеспечение её модернизации,  создание условий для инвестиционного развития с доведением промышленности до конкурентоспособного уровня, недопущение развала в условиях ВТО, чреватого закрытием действующих заводов, безработицей, снижением налоговых отчислений и  социальными потрясениями, является важнейшей задачей страны.

Однако следует признать, что ни в стратегии социально-экономического развития страны на период до 2020 года, ни в стратегии развития промышленности строительных материалов не предусматриваются меры, касающиеся сохранения и развития строительной отрасли и, в частности, подотраслей индустриального домостроения и строительных материалов, в свете вступления России в ВТО.

С целью возможного фактического выполнения задач, декларируемых в «Стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» по обеспечению граждан России доступным жильем, возрождения конкурентоспособности  отрасли строительной индустрии в переходный период вступления в ВТО, создание условий для  отражения товарного наступления извне, чревато ликвидацией ныне существующей национальной базы индустриального домостроения, необходимо принятие чрезвычайных мер спасения отрасли от, можно сказать, катастрофы.

Главной мерой, по многим обоснованным мнениям, является возвращение Государственного регулирования отрасли, брошенной на произвол судьбы, - анархическое рыночное.     

Ныне особенно целесообразно рассматривать вопрос о возрождении ликвидированного в ходе административной реформы полноценного Федерального строительного министерства с необходимыми функциями и полномочиями, способного обеспечить организацию научно-технического и производственного индустриального домостроения, модернизацию всей отрасли. При этом государство в лице этого министерства должно выступить генеральным заказчиком индустриального строительства жилья, аккумулировать для этой цели бюджетные средства, собственными средства граждан соинвесторов, коммерческих и других организаций. Необходимо создавать систему прямого заказа государства непосредственным участникам процесса возрождения индустриального строительства и его инфраструктуры, минуя непроизводительных посредников, банков, страховых организаций, частных риэлторов, на долю которых приходится до 40 процентов спекулятивного капитала. Данное министерство (назовем его условно министерством строительной индустрии России – МСИР) должно явиться важным государственным, научно-производственным и инвестиционным центром, осуществляющим руководство всем циклом модернизации базы и строительства жилья.

Очевидно, что только появление единого крупного государственного игрока на строительном рынке жилья России (и не только жилья) позволит предотвратить возможную в условиях ВТО потерю собственной индустриальной базы строительства, отразить товарное наступление конкурентов, избавиться от наводнения страны залежалыми, устаревшими товарами и технологиями зарубежных корпораций.

Единый государственный квалифицированный центр в лице предлагаемого министерства призван отобрать наиболее эффективные и прогрессивные отечественные и зарубежные технологии, обеспечить их опробирование и массовое воспроизводство. Данное министерства должно возродить строительство высококачественного, дешёвого, доступного кооперативного жилья для граждан, желающих улучшить бытовые условия  за свой счёт.

Важным направлением явится индустриальное строительство государственного, арендного и ведомственного жилья на основе типовых проектов и серийного производства эффективных изделий. Плохо  организованный перевод строительства,  стройиндустрии на использование в угоду ВТО зарубежных норм и правил, отказ от ряда действующих стандартов и СНиПов с уклоном в сторону не опробированных зарубежных правил в условиях климатических и других особенностей РФ окажет недобрую услугу строительству.

Министерство должно внести необходимый порядок и дать окончательное решение по использованию тех или иных нормативных документов, обеспечивающих качество и безопасность проживания во вновь возводимом жилье.

Модернизацию предприятий строительной индустрии, проектирование и строительство зданий должны выполнять на основании приоритета отечественных норм и правил.

Внедрение новых технологий зарубежных фирм должно осуществляться на основании лицензий с обязательным массовым воспроизводством прогрессивного оборудования на отечественной машиностроительной базе, обеспечивающей возможность эксплуатации предприятий и снабжения их запчастями. Необходимо сохранить экспертизу проектов и контроль за качеством  реализации работ за государством.

Необходима оперативная серьезная переработка «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года» с увеличением объемов и темпов индустриального домостроения, обеспечения мер инвестиционной привлекательности для инвесторов к самой важной социальной проблеме – индустриальному  строительству жилья.

 Вступление страны в ВТО сопряжено с большими рисками не только в развитии индустриального строительства жилья, но и для развития  экономики страны в целом.

Учитывая судьбоносные коренные изменения в экономической стратегии страны на многие десятилетия в результате  ее  вступления в ВТО, необходимо тщательно рассмотреть и принять необходимые меры  устранения возможных негативных последствий как в области строительной индустрии, так и в области строительства и строительного машиностроения в целом.

                            

Скачать полную версию статьи

Пресс-служба
«ВНИИжелезобетон»

Возврат к списку

© 2004-2017 ВНИИЖЕЛЕЗОБЕТОН

+7 (495) 287-02-96, +7 (495) 221-76-22

111141, Москва, ул. Плеханова, 7

info@vniizhbeton.ru